1. Главная
  2. Блог
  3. Когда стоит спорить с проверяющими, а когда нет. Мнение экспертов — часть 2

Когда стоит спорить с проверяющими, а когда нет. Мнение экспертов — часть 2

Когда следует жаловаться в УФНС

Большую часть споров можно урегулировать в УФНС. Главное — привести грамотную аргументацию. Чиновники добросовестно рассматривают все поступающие жалобы, в соответствии с приказом ФНС №СД-7-9/848@ от 25 ноября 2020 года.

Внимание! Досудебный порядок урегулирования споров является обязательным, иначе компания не сможет обратиться в суд (пункт 2 статьи 138 НК РФ).

Не удастся оспорить претензии, если:

  • отсутствуют оригиналы первички либо в документах есть существенные ошибки (постановление АС Дальневосточного округа №А80-29/2020 от 26 января 2021 года);

  • участники группы подконтрольны налогоплательщику (постановление АС Поволжского округа №А72-10249/2019 от 16 марта 2021 года);

  • компания не проявила коммерческую осмотрительность, а контрагент имеет признаки технической организации (определение ВС №305-ЭС21-2158 от 29 марта 2021 года).

Практически нереально оспорить претензии, если директор контрагента уверяет, что не руководил компанией и не взаимодействовал с вами (постановление АС Северо-Западного округа №А56-42867/2020 от 04 марта 2021 года).

Что касается формальных нарушений налоговиков, суды редко соглашаются отменить доначисления. Нужны дополнительные аргументы. Об этом говорится в постановлении АС Центрального округа №А36-14354/2018 от 21 января 2021 года, а также в определении Верховного суда РФ №307-ЭС20-12647 от 28 сентября 2020 года.

Целесообразность назначения проверки налоговики определяют по совокупности критериев. Поддерживайте связь с руководством контрагентов. Если они сообщат, что налоговики интересуются вашими сделками, ждите проверку.

Оцените риски самостоятельно. Проверьте:

  • отразили ли вы доход по безнадежной кредиторке (письмо Минфина №03-03-06/1/85891 от 01 октября 2020 года);

  • имеется ли в наличии первичка по сделкам (письмо Минфина №03-03-06/1/86376 от 02 октября 2020 года);

  • сдали ли подотчетники авансовые отчеты и подтверждающие документы (письмо Минфина №03-03-07/15819 от 05 марта 2021 года);

  • проявили ли вы коммерческую осмотрительность (пункт 15 письма ФНС №БВ-4-7/3060@ от 10 марта 2021 года);

·         повлияла ли на условия ваших сделок взаимозависимость.

Сосредоточьтесь на досудебном обжаловании

Нецелесообразно обжаловать доначисления, если вы обнаружили только процессуальные нарушения: акт и решение вынесли с опозданием и пр. При этом аргументов, чтобы опровергнуть нарушения по существу, нет.

nalogovaya_proverka_1.jpg

Досудебное обжалование — эффективный способ защиты. К возражениям можно приложить подтверждающие документы и тем самым отменить претензии.

Внимание! Не следует идти в суд, если арбитражная практика по аналогичным спорам складывается в пользу контролеров. Это как раз и будет потеря времени и денег.

Чтобы снизить риски, нужно самостоятельно выявить искажения в учете. Их можно разделить на три группы.

  • Первая группа — технические ошибки. Эти ошибки не изменяют сущности операций. Их можно выявить при составлении отчетности. Технические ошибки встречаются чаще всего, и их непросто обнаружить.

  • Вторая группа — методологические ошибки. Например, неправильная бухгалтерская проводка, отсутствие необходимой первички. Эти ошибки связаны с неверным толкованием положений НК РФ, нормативных актов, разъяснений Минфина и ФНС. Методические ошибки могут выявить аудиторы.

  • Третья группа — сбои в бухгалтерских программах. Эти ошибки не связаны с человеческим фактором.

Генеральный директор «Самитов Консалтинг»
Самитов Марат
Если у тебя остались вопросы – пиши их в онлайн чат или наш WhatsApp