1. Главная
  2. Блог
  3. ТОП 3 метода - Как снижают налоги в торговле: способы, риски, меры подстраховки

ТОП 3 метода - Как снижают налоги в торговле: способы, риски, меры подстраховки

Агентские модели

Сэкономил на налогах, значит заработал. Этим правилом пользуются многие компании, стремящиеся сократить расходы, но не желающие нарушать нормы налогового законодательства.

Часто для снижения налогов продавцы используют агентские модели. Компания заключает агентский договор, в котором выступает принципалом или агентом, и на этом экономит. Приведем пример: продавец — крупная организация. Ей выгодно, чтобы покупатели перечисляли деньги посредникам, то есть агентам, на УСН.

Агентские модели.jpg

Обычно такой метод снижения налоговой нагрузки подразумевает под собой использование двух моделей:

1. Принципал работает на УСН, агент — на ОСН или УСН. Такая модель позволяет сохранить упрощенку обеим сторонам сделки. Если агент находится общей системе, то выгода только у принципала. 

2. Принципал работает на ОСН, агент — на УСН. Такой вариант позволяет снизить налог на прибыль и уменьшает «зарплатные» налоги в ситуациях, когда в качестве агента выступает предприниматель.

В теории все просто, однако по факту использование таких методов снижения налоговой нагрузки может повлечь за собой неблагоприятные последствия. Да, агентская модель не связана с получением необоснованной налоговой выгоды, и это ее главный плюс. Однако налоговые риски все равно есть. 

Первая опасность состоит в том, что проверяющие могут не увидеть деловой цели в использовании агентской модели. Тогда они решат, что компания внедрила незаконную схему. 

пример 1

По итогам выездной проверки инспекторы доначислили обществу «Мебель-Трейд» налог на прибыль и НДС. Свое решение сотрудники налоговой объяснили тем, что общество занизило доходы от реализации мебели, заключая формальные агентские и комиссионные договоры с поставщиками. В качестве поставщиков выступали четыре подконтрольных ИП на упрощенке, которых компания искусственно включила в схему поставок. 

Предприниматели закупали мебель у одного продавца. Затем будучи принципалами продавали ее через одного агента — общество. Налоговики не выявили деловую цель такой модели бизнеса. В данном случае суд принял сторону инспекторов ИФНС (постановление Девятого ААС от 19.04.2023 № А40-225205/2022).

Второй опасный момент возникает, когда принципал или агент — предприниматели. Инспекторы пристально следят за их деятельностью, анализируя каждый шаг. В нашей практике мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда агент или принципал, получая чистую прибыль в десятки миллионов рублей, продолжает работать по трудовому договору пять дней в неделю с 9 до 18 часов с зарплатой 30 тыс. руб.

Такое расписание трудового дня вызывает у инспекторов большое количество вопросов. Например, их интересует, когда индивидуальный предприниматель успевает заниматься бизнесом и зачем ему работать, если чистая прибыль в сотни раз превышает заработную плату? Подозрения — основания к дополнительным проверкам и допросам. Естественно, инспекторы не верят в реальность агентского договора и стремятся всеми способами уличить налогоплательщика во лжи.

Чтобы избежать ответственности, предпринимателю придется подтверждать реальность сделок. В качестве доказательства могут быть использованы банковские выписки, которые покажут взаиморасчеты с контрагентом. Если товар закупал контрагент, из его банковских выписок это должно быть видно. Налогоплательщикам, попавшим в поле зрения налоговых инспекторов также нужно подтвердить наличие склада для хранения продукции. Подробнее о том, как подтвердить реальность сделки, читайте в статьях «Как убедить налоговиков и судей, что вы реально купили товар», «Какие признаки подтвердят реальность поставщика».

Также запаситесь доказательствами, что вы и ваш контрагент работаете самостоятельно. Вам нужно документально подтвердить наличие собственного штата сотрудников, использование разных IP-адресов, сотрудничество с разными компаниями и ИП.

Разделение продаж на «с НДС» и «без НДС»

Если покупатели применяют разные системы налогообложения, в качестве основного способа налоговой оптимизации можно использовать разделение НДС‑ных и без НДС‑ных продаж. Суть этого метода проста: одна компания группы применяет общий режим и продает тем, кто на общей системе, а другая применяет УСН и торгует с упрощенцами. Несмотря на то, что такой способ используется достаточно давно, продавцы все равно совершают ошибки, привлекающие внимание сотрудников налоговых служб. 

Компании объясняют разделение продаж налоговыми причинами. Они говорят, мол,  мы продаем без НДС, потому что покупателям налог к вычету не нужен. И это основная ошибка. В такой формулировке кроется риск претензий. Налоговая цель не может быть единственной или главной — иначе контролеры обвинят в необоснованной налоговой выгоде. 

Делайте акцент на самостоятельности. Хотите снизить риски? Структурируйте группу компаний так, чтобы каждый участник был максимально самостоятельным. Например, если несколько компаний арендуют один склад, инспекторы сразу подумают о взаимозависимости. В данном случае лучше заказывать услуги складского хранения и заключать соответствующие договоры. Арендодатель, с которым вы заключите договор, объяснить налоговикам,  почему товары разных продавцов хранятся на одной площадке. Если вкратце, то договор складского хранения позволяет не делить склад. Только товары нужно промаркировать, чтобы идентифицировать их собственников. 

Наличие общего отдела продаж также указывает на взаимозависимость. Отвести подозрения можно следующим образом. Продаете с помощью входящих и холодных звонков? Используйте свой или чужой колл-центр. Его сотрудники не только будут общаться с контрагентами и клиентами, но и при необходимости узнают налоговую систему покупателя и в зависимости от нее передавать клиента тому менеджеру по продажам, который трудоустроен в организацию с таким же режимом. 

При этом разделение на НДС‑ные и без НДС‑ные продажи не должно быть очевидным. Компания на УСН может периодически выставлять счета-фактуры с НДС. Поставщика может определять CRM-система исходя как из наличия товара, так и системы налогообложения.

Дробление бизнеса

Дробление бизнеса

Если в качестве покупателя выступают без НДС‑ники или физические лица, то наиболее оптимальным способом снижения налоговой нагрузки является дробление бизнеса на нескольких упрощенцев. Однако здесь есть одно НО: если инспекторы докажут схему, всей группе пересчитают налоги по общей системе. 

При дроблении налоговая цель не должна быть единственной или основной. В судебной практике есть положительные примеры разделения бизнеса на части. Решающим аргументом в пользу налогоплательщиков как раз было то, что деловая цель не связана с налоговой выгодой. 

Налоговый инспектор обвинял предпринимателя в дроблении бизнеса. Однако суд не разделил его позицию (постановление АС Поволжского округа от 16.03.2023 № А12-443/2022). В качестве истца в данном случае выступал ИП, который торговал в розницу сантехническим оборудованием. Сын и дочь предпринимателя также имели статус ИП. Сын занимался розничной торговлей электроинструментом, дочь — оптовой торговлей стройматериалами. Поскольку каждый ИП вел самостоятельную деятельность и свой вид бизнеса, суд исключил наличие факта дробления бизнеса. 

Вот еще пример, где судьи также не увидели схемы.

пример 2

Компания занимается оптовой продажей цветов. Торгует в Екатеринбурге, где зарегистрирована, и в других регионах страны — через оптовых ИП и ООО. Проанализировав документацию, инспекторы пришли к выводу, что организация и эти оптовики — единый хозяйствующий субъект. То есть они настаивали на использовании схемы дробления.

Свою позицию инспекторы подтверждали такими доводами:

  • все участники группы ведут один и тот же вид деятельности;

  • одни предприниматели зарегистрировались по просьбе компании, другие раньше в ней работали;

  • директорами и бухгалтерами в ИП были действующие сотрудники организации. 

Суд встал на сторону компании (постановление АС Уральского округа от 29.08.2022 № А60-39347/2021). Во время судебного разбирательства было установлено, что компания начинала свою деятельность в Екатеринбурге. Со временем клиентская база расширилась, и компания стала поставлять цветы в разные регионы. Там ИП и ООО закупали цветы оптом и перепродавали.

Судьи отметили, что контрагенты вели торговлю обособленно — через оформление статуса ИП или создание обществ. Причем работали не на территории регистрации и деятельности организации (то есть не только в Екатеринбурге, но и в других субъектах РФ). Так что целью деления бизнеса было территориальное обособление, а не налоговая выгода.

Чтобы обвинить компанию в дроблении, мало таких аргументов, как взаимозависимость и подконтрольность. Если инспекция не докажет, что организация разделила единый процесс на части только ради налоговой экономии, суд встанет на сторону компании. 

В дополнение к деловым целям лучше принять еще несколько мер подстраховки. Мы рекомендуем исключать очевидные признаки дробления, такие как совпадение IP-адресов и общая бухгалтерия. Налоговики в первую очередь проверяют эти моменты и строят на них свои обвинения. 

Хотите законным способом снизить налоговую нагрузку, но не желаете привлекать внимание налогового инспектора? Обратиться за помощью к специалистам компании Самитов Консалтинг. Мы проанализируем вашу ситуацию и предложим наиболее оптимальный способ оптимизации налогов.

Генеральный директор «Самитов Консалтинг»
Самитов Марат
Если у тебя остались вопросы – пиши их в онлайн чат или наш WhatsApp